Какие новости: тревел-тренды и «Сила туризма» в действии
Путешествие в прошлое: каким был туризм 100 и 200 лет назад
Сегодня путешествия для нас уже стали традицией, важной, но немножко обыденной частью жизни. Ведь никогда еще это не было так просто. Захотелось зимой погреться на солнышке? Пишете любимому турагенту, подбираете тур и уже завтра вы на море. Увидели концерт мечты в другой стране? Пара кликов, и вам уже организовали билеты и все для поездки, осталось только собрать вещи, напевая те самые песни, которые совсем скоро услышите вживую.
А вы задумывались, какими были путешествия раньше? 100–200 лет тому назад? Когда дорога из Казахстана до Британии занимала до 10 дней, а не пару часов, как сейчас; когда вместо чемоданов и рюкзаков с собой нужно было возить огромные деревянные сундуки и когда путешествия были привилегией пола или статуса.
К Международному дню туризма мы решили больше погрузиться в его историю и рассказать вам самое интересное. Готовы отправиться с нами в путешествие, как в прошлом?
ВЫБИРАЕМ ТУР
Представляете, были времена без “ол инклюзив”. Да-да, и даже относительно недавно. Пакетные туры появились еще в 1840-х, когда британец Томас Кук организовал групповую поездку на отдых. Всего за один шиллинг пассажир получал комплекс услуг в поезде, включая чай с булочкой и сопровождение духового оркестра. Но первый курорт, работающий по системе «все включено», принял гостей лишь в 1950 году. И знаете где? На Майорке! Через 20 лет такой формат уже был и на Карибах. С того времени началась новая эра туризма.
Интересный факт! Если вы замужняя женщина и путешествовали за границу с мужем, вероятно, у вас был один паспорт, в котором вас обоих записали условно «Мистер Джон Смит с супругой». Это потому, что только незамужние женщины могли получить паспорт со своим именем*. Замужняя женщина, которая хотела путешествовать в одиночестве, все равно получала документ на имя супруга как «Миссис Джон Смит». Правда, сложно в такое поверить во времена, когда тренд на женские соло-поездки стремительно набирает популярность во всем мире, а частота связанных поисковых запросов на эту тему за последние годы увеличилась на 350%*****?
НА ЧЕМ БУДЕМ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
С 16 века в Европе стали ездить между городами на общественном транспорте – дилижансе. До его появления совместное путешествие незнакомых людей разного пола и статуса считалось неприличным.
В 20-х годах 19 века запустили первые пассажирские поезда. Правда ехали они со скоростью всего 15 км/час. Да, это вам не современные суперскоростные шанхайские Maglev, которые разгоняются до 500 км/час или испанские Renfe AVE, которые за пару часов домчат вас из Барселоны до Мадрида. Но зато какой комфорт был внутри! Вот, например, как выглядел вагон первого класса в индийских поездах:
Обшитое деревом купе с кроватью king size****, европейским туалетам, душем и электрическими светильниками, охлаждалось вентилятором, а иногда и аналогом современных кондиционеров: вентилятор дул через куски льда сквозь отверстия в полу или на крыше. Коридоров не было, пассажир занимал всю ширину вагона, спускаясь на платформу через отдельный вход**.
Ну разве не роскошно?!
А в 1920-х появились круизы и авиаперелеты. Конечно, тогда это было не так быстро, комфортно и доступно, как сейчас. Но все же есть моменты, которые современные путешественники точно хотели бы вернуть из прошлого. Какие? Рассказываем:
- В салоне эконом-класса самолета 747-100 компании American Airlines был пиано-бар — ведь что еще может так ярко задать настроение путешествию, как не живая музыка на борту.
- Southern Airways в 70-х подавала пассажирам шампанское даже в эконом-классе, за что получила прозвище «Маршрут аристократов».
- До 1973 года в аэропортах не было никаких проверок багажа.
- В 1980-х не ограничивалось количество багажа. Только представьте, никаких мук выбора во время сборов, ведь брать можно все!
СОБИРАЕМ ЧЕМОДАН
Точнее дорожный сундук, мы же путешествуем в 19 веке. Тогда это было совсем не о комфорте и доступности. Никаких выдвижных ручек и чемоданов на колесиках, к которым мы так привыкли. Последние появились только в 1927 году, когда сотрудник United States Luggage Бернард Дэвид Садоу “вдохновился” тележкой с багажом, которую катил работник аэропорта. А раньше сундук имел боковые ручки, и для его переноски требовалось 2 носильщика. Как вы уже догадались, такую роскошь могли себе позволить далеко не все.
А знаете, что это? Шляпная коробка для путешествий. Такие коробки и дорожные сундуки делал в Париже мастер Марешаль, учеником которого стал Луи Виттон. Не удивляйтесь, ведь именно этот знаменитый дизайнер, а по совместительству – личный упаковщик императрицы Евгении, жены Наполеона III – в 1850-х создал первый прототип современного чемодана, известный как “Трианон”.
Чуть позже настал праздник и для более бюджетных туристов. Тогда в арсенале путешественников появились саквояжи (с французского “сумка для путешествий”) – сумки в виде мешков с двумя короткими ручками – и ковровые сумки (carpetbags). Да, вы правильно подумали, их делали из старых ковров.
Что в чемодане?
Раньше с собой всегда возили одежду на все случаи жизни. Например, дамы брали платья для прогулок, для тенниса, для катания на велосипеде, для вечера. Что еще должно было быть с вами в путешествии? Вот небольшой чеклист для сбора:
- Дорожные “этуи” (etui) или туалетные наборы. Они включали небольшие портативные инструменты: пинцеты, щетки и расчески, швейные иглы, футляры для пудр. Для мужчин обязательно еще – бритвенные принадлежности.
- Грелка для рук с особым порошком внутри. Ее сначала нагревали на печи, а потом уже клали в муфточку, чтобы греть руки в дороге.
- Одеяло. Да-да, если путешествуете на дилижансе, то должны быть готовы, что там бывает очень холодно.
- Маленький патефон с крохотными пластинками, на которых умещалось только две мелодии. Ведь уже тогда знали, что путешествие – это праздник. А какой же он без музыки!
- Подголовник. Привыкли брать с собой в путешествие мягкую подушку? А представьте, что когда-то наши предки вместо нее спали на деревянной шкатулке для денег и ценностей.
ВЫБИРАЕМ ЛУК В ДОРОГУ
Наверное, у каждого сейчас есть любимый дорожный аутфит: комфортный спортивный костюм, худи или стильная футболка. Что ж, путешественники из прошлого вам тут точно позавидовали бы. В 19 веке дорога считалась “грязным” делом из-за пыли и сажи в транспорте, поэтому нужно было брать вещи отдельно для дороги и для отдыха. В некоторых путеводителях даже предлагалось в пути носить старую одежду, которую не жаль выбросить, добравшись до пункта назначения. Так что багажа было много, три-четыре чемодана. Позже популярным стал дорожный кофр или гардероб – аналог современного органайзера для вещей. В нем можно было развесить одежду прямо на вешалках, а в выдвижные ящики сложить, например, обувь.
Для длительной дороги в конном экипаже идеальным вариантом были промасленные льняные бриджи для путешествий. К ним в придачу шел специальный порошок для бриджей, с помощью которого можно было чистить, хранить и освежать штаны после долгого путешествия***.
В начале 20 века все стало намного лучше, но правильно одеться в дорогу все равно был тот еще челлендж. В выпуске Vogue за 1925 год даже поместили материал “Гардероб для нужд путешествий” (The Wardrobe to Meet the Travel Urge), чтобы помочь дамам выбрать подходящий аутфит.
А поездка в холодное время года вообще была испытанием. Представьте, например, пассажирам дилижансов выдавали специальные кожаные фартуки-занавески, чтобы прикрыться от непогоды – были и «фартуки до половины», а еще «фартук для лица и груди».
А такое приспособление придумали в Монреале, чтобы защищать путешественников от снега.
На фото две женщины в масках от снежной бури (Канада, Монреаль, 1939. Национальный архив Нидерландов)
Ну, как вам такое путешествие во времени? Правда, впечатляет, насколько туризм стал комфортнее и доступнее всего за каких-то пару столетий. А что ждет еще нас в будущем! Но это уже другая история и мы очень рады, что создаем ее вместе с вами.
* atlasobscura.com
** dipakrc.blogspot.com
*** dralun.wordpress.com
**** формат кровати шириной от 180 см, длиной от 200 см
***** Solo Travel Research and Its Gender Perspective: A Critical Bibliometric Review